Чем дальше человечество двигалось по пути прогресса, тем большие опасности для самого себя создавало. Появление взрывчатых веществ, развитие промышленности привело к появлению нового типа бедствий — рукотворных или техногенных катастроф. Причём причинами этих катастроф служило не столько само появление новых технологий, сколько потрясающее легкомыслие и халатность людей, а также их жадность, приводящая к попыткам сэкономить на безопасности. В этом посте — обзор наиболее известных рукотворных катастроф.
Одними из первых техногенных катастроф стали взрывы пороховых заводов и складов. Например, в 1654 г. в нидерландском Делфте произошёл взрыв порохового склада, уничтоживший треть города и приведший к гибели более 100 человек. Местный художник изобразил взрыв на своей картине:
Вид Делфта после взрыва порохового склада
А в 1794 году произошёл взрыв порохового завода в густонаселённом районе Парижа. Порох производился в тесной и жаркой мастерской без принятия каких-либо мер безопасности. Результат взрыва нескольких десятков тонн пороха — более 1000 погибших, полное уничтожение завода, близлежащих домов и деревьев.
Но настоящий размах взрывы и прочие техногенные катастрофы приобрели в 20 веке.
Одной из самых ужасных по сей день считается катастрофа, произошедшая 6 декабря 1917 г в гавани канадского города Галифакса. Пароход «Монблан», заходивший в порт, не сумел разойтись с другим пароходом, выходившим из порта, и столкнулся с ним. Проблема была в том, что в результате столкновения возник пожар, а на пароходе находилось более 2 тыс. тонн мощной взрывчатки. Команда сразу же дружно кинулась к шлюпкам. Им всем удалось добраться до берега и спастись, однако люди, собравшиеся на берегу, чтобы посмотреть на горящий пароход, даже не подозревали о характере его груза. Им не повезло — брошенный пароход стал дрейфовать к берегу и через некоторое время взорвался, нанеся городу и порту огромные разрушения.
Вот как описал произошедшее капитан корабля, находившегося в 15 милях от этого места. «Сегодня утром, 6 декабря 1917 года, в 9 часов 06 минут, на горизонте в стороне залива я увидел зарево, которое казалось ярче солнца. Через несколько секунд над Галифаксом взметнулся гигантский столб дыма, увенчанный яркими языками пламени. Эти языки сразу же исчезли в серо-черных клубах дыма и через несколько мгновений снова появились в небе в виде многочисленных вспышек. Над городом медленно вздымался черный гриб дыма. Потом до нас донесся звук двух, последовавших один за другим, глухих раскатов взрыва. По определению секстаном высота этого черного гриба составила более 2 миль. Он висел над городом неподвижно в течение 15 минут».
Последствия взрыва были ужасны — здания, находящиеся недалеко от берега, были просто сметены ударной волной, взрыв вырвал с корнем деревья, обрушил мосты и заводские трубы. Из находящихся в порту кораблей 12 крупных судов затонуло, а десятки получили серьёзные повреждения. По официальным данным канадской и американской печати, в городе было убито 1963 человека, более 2 тысяч пропало без вести, около 9 тысяч человек было ранено, 500 лишилось зрения от разлетевшихся в окнах стекол, 25 тысяч осталось без крова. Но фактическое число жертв, вероятно, было значительно больше.
Галифакс в руинах
Капитан и лоцман «Монблана», несмотря на то, что они не только привели пароход к столкновению, но и после начавшегося пожара не направили его в море, подальше от города, были оправданы и избежали наказания.
Взрыв в Галифаксе был очень мощным, но его превзошёл взрыв на химическом заводе в немецком городе Оппау в 1921 году. Обычно немцам приписывают пунктуальность и аккуратность, но рабочие этого завода почему-то оказались напрочь лишены этих качеств. Незадолго до катастрофы на заводе уже произошла тяжёлая авария: взорвалась ёмкость, в которой смешивали азот с водородом. Погибло больше 100 человек, и приехавшая комиссия сделала руководству серьёзное внушение по поводу нарушения правил техники безопасности. Однако урок не пошёл впрок.
Вскоре заводу понадобилась аммиачная селитра, более 10 тыс. тонн которой хранились на складе. Однако селитра слежалась и посольку вручную дробить её было долго, делать это решили при помощи небольших взрывов. Приглашённый специалист показал, как правильно дробить селитру небольшими зарядами чёрного пороха и уехал, однако рабочим и это показалось слишком медленным и они применили более мощную взрывчатку. Селитра сдетонировала, результатом стал взрыв мощностью более 4 килотонн в тротиловом эквиваленте (вероятно, самый мощный взрыв доядерной эпохи).
По свидетельству уцелевших очевидцев, главный цех завода, оторвавшись от фундамента, взлетел на 100-метровую высоту и рассыпался на миллионы обломков. Три поезда, которые так и стояли у перронов, тоже поднялись в воздух, а затем упали на железнодорожные пути, где их засыпало балками, кирпичами и кровельной черепицей взорвавшегося цеха. После первого взрыва последовал второй, уничтоживший еще несколько зданий завода. Огромные клубы ядовитого дыма заволокли небо… Городок Оппау лежал в руинах, а деревни Франкенталь и Эдигхайм были уничтожены полностью. После взрыва начался пожар, с которым несколько дней не могли справиться пожарные. В радиусе 70 км были выбиты стекла во всех постройках, а звук взрыва был слышен даже в расположенном в 300 км Мюнхене. На месте склада осталась воронка размером 90 на 125 м и глубиной 20 м. Жертвами катастрофы стали более 500 человек, свыше полутора тысяч получили ранения и ожоги.
Кратер от взрыва в Оппау
Оппау после взрыва
Завод после взрыва