50 интересных фактов о кораблях

Как известно, воды на Земле больше, чем суши. Кроме того, и перевозить большие грузы по воде проще. Так что ещё с глубокой древности люди начали строить корабли для передвижения по морям и рекам. И в этом посте мы соберём самые интересные факты о кораблях.

  1. Первые средства для передвижения по морю появились очень давно. Точно установить время их появления невозможно, но из анализа расселения людей в древности, можно сказать, что мореплавание люди освоили как минимум 40 тысяч лет назад.
  2. Дальние морские плавания у нас обычно ассоциируются с крупными кораблями, построенными в Европе. Но ещё задолго до Колумба и Магеллана древние полинезийцы заселили острова Тихого океана и даже добрались до Америки, передвигаясь на катамаранах или лодках с противовесом. Ещё 3-4 тысячи лет назад они научились совершать плавания на тысячи километров в открытом океане.
  3. У древних мореплавателей не было письменности, компаса и карт, тем не менее, они могли ориентироваться в океане, обнаруживать новые острова и запоминать их расположение по разным признакам. Они научились ориентироваться по звёздам, полётам птиц, цвету морской воды и облакам, которые меняли свою форму над островами.
  4. Самые древние сведения о кораблях с парусами, дошедшие до нас, относятся к 6 тысячелетию до н. э. и происходят из Мессопотамии.
  5. А какой самый древний из кораблей, дошедших до нашего времени? На это звание претендуют разные корабли, но, вероятно, первенство надо всё-таки отдать кораблям из Древнего Египта. Древние египтяне умели строить большие лодки из дерева. Они состояли из отдельных досок, в которых делались отверстия, а затем доски «сшивались» между собой при помощи верёвок. Немало таких кораблей, возраст которых оценивается в 4-5 тысяч лет, было найдено в египетских пустынях.
  6. В 1954 г. рядом с пирамидой Хеопса была найдена лодка, вероятно, принадлежавшая самому Хеопсу. Учёные считают, что именно на ней тело Хеопса было доставлено к пирамиде. Лодка находилась в разобранном виде и состояла из 1224 деталей. Учёным понадобилось 14 лет, чтобы её собрать. Оказалось, что длина лодки примерно 43 метра, а водоизмещение — примерно 45 тонн. В настоящий момент лодка, пролежавшая в пустыне более 4500 лет, помещена в специально построенный для неё музей.
  7. Хотя лодки, подобные ладье Хеопса, предназначались в основном для плавания по Нилу, египтяне могли совершать и куда более далёкие путешествия. В 20 в. учёные с удивлением обнаружили, что 4500 лет назад древние египтяне совершали регулярные плавания в Индию и даже в Австралию. Судя по древнеегипетским текстам, корабли, совершавшие подобные плавания, вмещали команду в 150 человек и имели 70 метров в длину — куда больше, чем каравеллы Колумба.
  8. Первые морские сражения, о которых дошли упоминания до нас, произошли в 13 в. до н. э. По древнеегипетским записям, около 1280 года до н. э. египетский флот Рамзеса II разгромил флот племени шардана, одного из «народов моря». А в 1210 г. до н. э. хетский царь Суппилулиума II разгромил флот «народов моря» возле Кипра. Правда, это не помогло, позже «народы моря» высадили огромный десант, и хеттское царство пало. Согласно записям, древние египтяне в морском сражении использовали огонь, а также специальные крючья, при помощи которых цепляли вражеские корабли за мачты и переворачивали их.
  9. Самый старый корабль, который до сих пор находится на плаву — американский фрегат «Конституция», спущенный на воду ещё в 1797 г. Фрегат был предназначен для борьбы с пиратами, против которых торговые корабли только что образовавшихся США оказались беззащитными. Фрегат принял участие в морских сражениях, пострадал и, начиная с 1830 г. его неоднократно хотели списать, но всякий раз передумывали. В результате корабль дожил до наших дней в относительно неплохом состоянии.
  10. Среди кораблей-музеев, правда, можно найти ещё более старые парусники. Например, на вечной стоянке в Портсмуте находится линейный корабль «Виктория», спущенный на воду ещё в 1765 г. Корабль примечателен тем, что был флагманом британского флота в знаменитом Трафальгарском сражении, когда англичане наголову разгромили объединённый франко-испанский флот.
  11. В России до сих пор находятся в эксплуатации корабли дореволюционной постройки. Например, по Северной Двине всё ещё совершает рейсы пароход «Н. В. Гоголь», построенный в 1911 г. А в составе Черноморского флота до сих пор несёт службу спасательное судно «Коммуна», спущенное на воду ещё в 1915 г.
  12. Корабли можно строить из разных материалов. Самыми традиционными раньше было дерево, а теперь железо, но есть и более экзотические варианты. Например, в качестве основного материала в некоторых регионах планеты использовали кожу и тростник. В 1977-78 г. известный путешественник Тур Хейердал на лодке из тростника, отправившись из Ирака, посетил Индию и Африку, преодолев более 7 тыс. км по морю.
  13. В 20 веке в качестве материала для кораблей стали использовать разные металлы, например, алюминий и титан, а также композитные материалы (стеклопластик, углепластик и т. п.) Но иногда корабли делали и из более странных материалов, таких, как бетон или даже смесь льда и опилок.
    Корабль из бетона
  14. Самое крупное судно древности, насколько нам известно, было построено в Сиракузах под руководством Архимеда. Огромный корабль «Сиракузия» имел в длину более 100 метров и водоизмещение 3-4 тыс. тонн. Корабль был рассчитан примерно на 2000 человек. На нём был бассейн, сад с деревьями, конюшня на 20 лошадей и храм Афродиты. Вооружение корабля составляли 8 башен с баллистами и катапульта, способная швырять 80-килограммовые камни. Правда, об участии корабля в сражениях ничего не известно, через некоторое время правитель Сиракуз подарил корабль Египту.
  15. Но самыми крупными деревянными кораблями в истории были, видимо, корабли из флота китайского адмирала Чжэн Хэ, построенные империей Мин в начале 15 в. Корабли до нашего времени не сохранились, а о том, как правильно перевести указанные в китайских летописях размеры в современные, ведутся споры. Так что точные характеристики кораблей указать сложно, тем не менее, они, определённо, были огромны. Длина самых крупных кораблей превышала 120 м, а грузоподъёмность — 7 тыс. тонн. За 100 лет до Колумба огромный китайский флот совершил несколько экспедиций по Тихому и Индийскому океанам, побывав в Индии и Африке. Но Китай так и не стал великой морской державой — новый император провозгласил политику изоляционизма, а дальние путешествия стали считаться преступлением.
    Китайский корабль в сравнении с каравеллой Колумба
  16. Но до современных кораблей корабли-гиганты прошлого всё-таки не дотягивают. Самый большой современный корабль — это «Prelude», предназначенный для добычи и сжижения природного газа. Он был спущен на воду в 2013 г. Длина корабля — 488 м., а водоизмещение — 600 тыс. тонн.
  17. Самый большой пассажирский корабль современности — «Oasis of the Seas», предназначенный для круизов. Его длина — 360 метров, а водоизмещение — 220 тыс. тонн. Корабль рассчитан на 6360 пассажиров и 2160 человек экипажа. На корабле есть 6 бассейнов, парк, амфитеатр, поле для гольфа, спортивные площадки, куча магазинов, ресторанов и казино.
  18. Кстати, самые крупные военные корабли существенно меньше транспортных, хотя и дороже в постройке. Самые большие военные корабли в мире на данный момент — это американские авианосцы, которые имеют длину больше 330 м. и водоизмещение около 100 тыс. тонн. При этом стоимость нового авианосца на сегодняшний день достигла гигантской цифры в 13 млрд. долларов. Но в большинстве флотов самые крупные корабли — это эсминцы, водоизмещение которых всего 6-7 тыс. тонн.
  19. Скорость кораблей принято измерять в узлах. Почему? Дело в том, что раньше, когда не было точных приборов для измерения скорости, её измеряли следующим образом. За борт бросали деревянный лаг, который плавал на поверхности воды, а к нему была привязана верёвка. Корабль уходил вперёд, верёвка разматывалась, а чтобы примерно измерить скорость, на ней заранее завязывали узлы и считали, на сколько узлов размотается верёвка за определённое время. В 19-20 вв. скорость корабля стали измерять вертушкой, которая крутилась под напором воды, но узлы так и остались единицей измерения скорости корабля.
  20. После начала дальних плаваний в 16-17 вв. у европейских моряков появилась традиция — при пересечении экватора устраивать праздник Нептуна. В 19 в. после кругосветного плавания Крузенштерна и Лисянского такая традиция появилась и в российском флоте. Во время праздника часть команды переодевается в Нептуна и его свиту, устраивается представление, а новичков, пересекающих экватор впервые, обливают водой.
  21. Знаменитый полководец Ганнибал умел командовать не только на суше, но и на море. Во времена античности вражеские корабли обычно атаковали тараном или брали на абордаж. Но Ганнибал применил особое оружие. В сражении с превосходящим вражеским флотом Пергамского царства он обстрелял корабли противника горшками с ядовитыми змеями и скорпионами. Спасаясь от них, пергамские моряки прыгали в воду или пытались увести корабли прочь. Флот Ганнибала одержал победу.
  22. В 7 в. арабы разгромили государство Сасанидов и едва не уничтожили Византийскую империю. В 641 г. они захватили Сирию и Египет и начали строительство мощного флота на Средиземном море. В 648 г. арабы заняли Кипр, а в 655 г. разгромили византийский флот в «битве мачт». В 673 г. арабы осадили столицу империи Константинополь, блокировав её с суши и с моря. Положение Византии было незавидным, и неизвестно, чем бы всё кончилось, если бы в это время некий Каллиник, живший на территории современного Ливана, не изобрёл то, что потом стало известно, как «греческий огонь». Этот «греческий огонь» представлял собой жидкую горючую смесь, которая была легче воды и плавала на её поверхности, при этом водой её было потушить нельзя. Он продал своё изобретение Византии, и византийцы, оснастив корабли огнемётами, в 678 г. уничтожили арабский флот и сняли осаду с Константинополя. На следующие несколько столетий «греческий огонь» стал чудо-оружием, обеспечившим византийскому флоту превосходство над любыми противниками.
  23. Первые пушки на кораблях появились ещё в 14 в. Считается, что первое применение корабельной артиллерии произошло в 1340 г. во время Столетней войны в битве при Слёйсе, когда англичане смогли разгромить французский флот. Но активно оснащать корабли пушками начали лишь в начале 16 в.
  24. Много тысячелетий корабль двигался либо при помощи парусов под действием ветра, либо при помощи мускульной силы человека. Первым, кто сумел построить пригодный для практического использования корабль с паровым двигателем, был американский изобретатель Роберт Фултон, и произошло это в 1803 г. Родившись в Америке, Фултон переехал сначала в Англию, а потом во Францию. Обещая французам справиться с превосходством английского флота на море, он предлагает им 2 проекта — подводную лодку и пароход. Ему действительно удалось построить и подводную лодку, и пароход, который успешно прошёл испытания на реке Сене. Но ни французские министры, ни сам Наполеон не поняли значимости и перспектив изобретения Фултона и прекратили финансирование его работ. Фултон вернулся в США и продолжил строительство пароходов там.
  25. До середины 19 в. мощь кораблей определялась количеством пушек на борту. На мощных линейных кораблях устанавливалось более сотни пушек (например, на испанском линейном корабле «Сантисима-Тринидад» было аж 144 пушки). Пушки располагались на нескольких палубах друг под другом, так что развернувшись бортом к противнику, линейный корабль мог выдать очень мощный залп. Но поскольку пушки стреляли ядрами, а жизненно важных узлов на парусных кораблях не было, потопить или полностью вывести из строя корабль противника при помощи пушечного огня было не так просто. Однако корабль мог сгореть или взорваться, учитывая запасы пороха на борту.
    Видео — парусный линейный корабль (Виктория) стреляет из пушек:
  26. В середине 19 в. военные корабли качественно изменились. Во-первых, они стали оснащаться паровыми двигателями, которые попадание снаряда могло легко вывести из строя, а во-вторых, появились пушки, стреляющие мощными разрывными зарядами, способные наносить огромный урон незащищённым деревянным кораблям. После Крымской войны ведущие европейские державы отказались от строительства деревянных парусников. На смену им пришли бронированные корабли со сравнительно небольшим числом мощных орудий. А первый в истории бой между броненосными кораблями произошёл в 1862 г. во время Гражданской войны в США. Броненосец «Вирджиния», принадлежавший Конфедерации, смог потопить 2 деревянных корабля северян. Но когда с их стороны тоже подошёл броненосец, 2 броненосца в ходе многочасового боя так и не смогли потопить друг друга.
  27. Развитие броненосцев привело в начале 20 в. к появлению огромных тяжело бронированных кораблей с орудиями большого калибра. Первым кораблём такого типа стал «Дредноут», построенный в 1906 г. в Великобритании. Линкор был оснащён десятью орудиями калибром 305 мм., которые позволяли уничтожить любой современный ему корабль с большой дистанции. Другим странам поневоле тоже пришлось начать строительство линкоров.
  28. Самым мощным в истории линкором стал «Ямато», построенный Японией в 1942 г. Корабль имел гигантское водоизмещение в 63 тыс. тонн, мощное бронирование (в отдельных местах до 650 мм), и гигантские орудия калибром 460 мм. Снаряд для такого орудия весил почти полторы тонны, а стрелять «Ямато» мог на дистанцию 42 км. Но японцы так и не смогли использовать преимущества суперлинкора в бою. Они слишком долго выжидали, чтобы пустить линкор в дело в решающий момент, в результате линкор практически бездействовал до конца войны. Лишь в 1945 г. Ямато практически в одиночку и без прикрытия с воздуха был отправлен в самоубийственую миссию к Окинаве, на пути к которой был атакован американской авиацией. Американцы отправили против «Ямато» несколько сотен самолётов, и через 2 часа огромный линкор был потоплен. Потери США составили всего лишь 10 самолётов.
  29. Вообще, вторая мировая показала, что более важными кораблями для достижения превосходства на море стали не линкоры, а авианосцы. Но применение авиации на море было довольно сложным делом и требовало обученных экипажей. Американцы, чтобы натренировать лётчиков, не подвергая их риску в бою, оборудовали учебные авианосцы на Великих озёрах. Было подготовлено примерно 18 тыс. пилотов, при этом 300 самолётов утонули в этих озёрах из-за ошибок и аварий.
  30. Япония, столкнувшись с дефицитом подготовленных лётчиков, пыталась решить проблему иначе. Японские военные подсчитали, что подавляющее большинство пилотов-новичков гибнет в первых же боях, поэтому лучше сразу посылать их на смерть, главное, чтобы эта смерть принесла пользу. Так появились камикадзе. Единственной их задачей было направить самолёт, начинённый взрывчаткой, или управляемую торпеду, на вражеский корабль. Японским камикадзе удалось потопить несколько десятков американских кораблей и повредить более двухсот, но на ход войны они уже не могли повлиять.
  31. В истории второй мировой есть интересный случай. На линкор «Бисмарк», отправившийся на охоту за британскими кораблями, кто-то принёс кота. Как известно, возвращавшийся в порт «Бисмарк» был обнаружен и потоплен британским флотом, подавляющая часть команды погибла, но коту удалось спастись. Экипаж английского эсминца «Казак» заметил его на обломках корабля и подобрал. Через некоторое время был потоплен и эсминец «Казак», часть команды погибла, но кота спасли. Третьим кораблём, на который попал кот, стал авианосец «Арк ройал», который вскоре тоже был потоплен. И снова кот избежал гибели. Коту дали кличку «Непотопляемый Сэм» и на этот раз он остался на берегу, где благополучно дожил до конца войны.
  32. Во время первой мировой войны на военные корабли стали наносить специальный камуфляж, чтобы затруднить противнику определение деталей, размеров корабля и прицеливание. И это действительно помогало. Но к началу второй мировой визуальное наблюдение заменили приборами, и камуфляж потерял свою актуальность.
  33. Правда в конце 20 в. к идее маскировки кораблей вернулись, только добиваясь её другими методами. Т. к. основным средством обнаружения вражеских кораблей сегодня является радар, в разных странах стали разрабатывать корабли, надводная часть которых сделана по технологии «стелс». Т. е. так, чтобы излучение радара как можно больше рассеивалось и как можно меньше отражалось обратно.
    Шведский корвет «Висбю», сделанный по технологии «Стелс»

  34. В истории второй мировой известен случай, когда корабль удалось успешно замаскировать под остров. В 1942 г. японцы оккупировали Индонезию,  а союзный флот, пытавшийся помешать высадке десанта, был разгромлен. Оставшиеся корабли,в т. ч. голландский тральщик  «Абрахам Крийнссен», получили приказ уходить в Австралию. Имея слабое вооружение, тральщик вряд ли мог оказать сопротивление японским кораблям или авиации, поэтому команда решила прибегнуть к маскировке. Корпус был покрашен в цвет скал, а сверху корабль прикрыли нарубленными ветками деревьев. Чтобы не выдать себя, днём корабль был неподвижен, а передвигался лишь по ночам. Хитрость удалась, тральщик оказался последним кораблём, успешно покинувшим Яву.
  35. Если сравнивать военно-морские флоты разных стран лишь по численности кораблей, то на первом месте окажется Северная Корея, на втором — Китай, на третьем — США, на четвёртом — Иран, и на пятом — Россия. Но если сравнивать по реальной мощи, первая пятёрка будет выглядеть так — США, Китай, Россия, Япония и Индия.
  36. В истории российского флота было немало героических страниц. Один из самых невероятных случаев — бой небольшого брига под названием «Меркурий» против целой турецкой эскадры, который произошёл в 1829 г. Бриг был небольшим кораблём водоизмещением 390 тонн, с 20 небольшими пушками и командой из 110 человек. В это время шла очередная русско-турецкая война, и отряд из трёх кораблей, в состав которого входил «Меркурий», проводил разведку у пролива Босфор. Внезапно появилась турецкая эскадра. 2 корабля из отряда были достаточно быстроходны, чтобы скрыться, но «Меркурий» не мог развить достаточной скорости. Турки погнались за ним, и 2 турецких линейных корабля, на которых было в сумме 184 пушки, настигли «Меркурий». Русскому бригу было предложено сдаться, но команда решила вести бой до последнего. «Меркурий» маневрировал и отстреливался, матросы героически тушили пожары и заделывали пробоины в корпусе. В конце концов русским удалось повредить оснастку обоих турецких кораблей, и те отстали. Бриг получил 22 пробоины в корпусе, но потери оказались сравнительно невелики — 4 убитых и 6 раненых. Весь флот был восхищён героическим боем. Команда получила награды, а капитану Казарскому через несколько лет открыли памятник в Севастополе.
  37. В 1898 г. в США вышел роман «Тщетность» малоизвестного писателя Моргана Робертсона. В нём описывалась гибель огромного корабля «Титан» после столкновения с айсбергом. Книга не пользовалась популярностью до 1912 г., когда реальный корабль под названием «Титаник» утонул в Атлантическом океане после столкновения с айсбергом. Внезапно оказалось, что множество деталей, описанных в романе, совпадают с реальными обстоятельствами гибели «Титаника».
  38. Современные корабли оснащены множеством приборов, включая радары, системы автоматической навигации, предупреждения столкновений, и, казалось бы, того, что случилось с «Титаником», с ними не должно происходить. Но нет — из-за странных действий экипажа и современные корабли попадают в аварии. Например, в 2012 г. у берегов Италии налетел на скалы и утонул теплоход «Коста Конкордия» водоизмещением 114 тыс. тонн (в два с лишним раза больше «Титаника») и стоимостью 450 млн. евро. А в 2018 г. столкнулся с танкером и утонул новейший норвежский фрегат «Хельге Ингстад» стоимостью 650 млн. долларов.
  39. Существуют корабли, способные двигаться не только по морю, но и по суше. Это суда на воздушной подушке. Самый крупный из подобных кораблей — «Зубр», разработанный в СССР. Корабль имеет водоизмещение 555 тонн, может развивать скорость до 111 км/ч и способен перевозить 3 танка или 500 человек десанта.
  40. Ещё одним необычным типом кораблей, появившихся в 20 веке, стали корабли на подводных крыльях. На большой скорости подъёмная сила приподнимает над водой корпус такого корабля, в воде остаются лишь крылья. Благодаря этому трение о воду значительно снижается, и корабль  на подводных крыльях может двигаться куда быстрее, чем обычный корабль тех же размеров. Эксперименты с созданием таких кораблей, как военного, так и гражданского назначения проводились в разных странах. Но особенно преуспел в строительстве судов на подводных крыльях СССР, выпустив их более 1000 штук.
  41. Самый быстрый корабль в мире — катер «Дух Австралии», оснащённый реактивным двигателем. Его построил австралиец Кен Уорби, в 1978 г. сумевший разогнаться на этом катере до 511 км/ч! С тех пор рекорд никем не побит.
    Видео — самый быстрый в мире катер:
  42. Северный Ледовитый океан по большей части покрыт многолетними льдами толщиной около 4 метров. Но существуют корабли, способные проплыть через эти льды. Это атомные ледоколы, строительство которых начал СССР и продолжает Россия. В 1977 г. атомный ледокол «Арктика» впервые пробрался через льды к северному полюсу.
  43. Сколько может выживать человек в лодке без вёсел, паруса и мотора, еды и воды в открытом океане? Рыбак из Мексики Хосе Альваренга сумел продержаться в течение 438 дней, пока его лодка, двигатель которой сломался во время шторма, дрейфовала по Тихому океану. Он сумел выжить, собирая дождевую воду и ловя рыб, птиц и черепах. Наконец, пройдя 10 тыс. километров, лодка пристала к одному из Маршалловых островов, где несчастному рыбаку, наконец, оказали помощь.
  44. А в 1952 г. французский врач Ален Бомбар решил целенаправленно переплыть Атлантический океан в надувной лодке без еды, воды и почти без подручных средств. Своим экспериментом он хотел доказать, что выжить в открытом море вполне возможно, а люди, которые гибнут после кораблекрушения, гибнут не по объективным причинам, а от отчаяния и страха. Прежде, чем решиться на плавание, Ален Бомбар потратил немало времени на изучение резервов человеческого организма, состава морской воды, питательности планктона и рыб, встречающихся в океане. Наконец он решился, несмотря на сомнения скептиков, которые называли его план ересью. Бомбару пришлось испытать немало трудностей. Вскоре после отплытия шторм порвал парус, а затем ему пришлось изнывать от безветрия и жары. В какой-то момент француз даже написал завещание, но плавание всё-таки завершилось благополучно. Атлантический океан он преодолел за 65 дней, похудев при этом на 25 килограммов.
  45. Первое в мире кругосветное плавание Магеллана, начавшееся в 1519 г., заняло почти три года, и оказалось крайне трудным. Сам Магеллан погиб, а всего в Испанию вернулся лишь один корабль из пяти, и 18 человек из примерно 280. Но впоследствии энтузиасты доказали, что способны совершить кругосветное плавание в одиночку, без захода в порты, и при этом за значительно меньшее время. Рекорд установил француз Том Ковиль, в 2016 г. сумев на своей яхте обогнуть земной шар за 49 дней.
  46. Бывают ли одноразовые корабли? Бывают! Раньше такие корабли любили строить, чтобы облегчить перевозку древесины. По прибытии в порт назначения корабль разбирали, а древесину продавали. Таким образом, например, действовали американцы, продававшие древесину в Великобританию, что позволяло им к тому же избежать уплаты налогов за ввоз древесины. В России же большие одноразовые корабли — «беляны» строили, чтобы упростить сплав древесины по рекам, особенно по Волге и Дону.
    «Беляна»
  47. Один из самых необычных кораблей в мире — американское океанографическое судно Flip, построенное ещё в 1962 г. В стандартном состоянии оно похоже на привычный корабль, но способно переворачиваться из горизонтального положения в вертикальное, так, что его большая часть уходит под воду. Главное назначение корабля — изучение акустических волн под водой.
  48. Большинство современных кораблей используют для движения топливо или, на худой, конец, ходят под парусом. Но существуют и корабли на солнечных батареях. Один из таких кораблей — «MS Tûranor PlanetSolar» даже совершил кругосветное плавание, двигаясь исключительно на энергии Солнца.
  49. Что это за странный корабль с двумя колоннами на палубе? Оказывается, это паруса, только особой конструкции — т. н. турбопаруса. Их действие основано на эффекте Магнуса — на вращающееся в потоке воздуха тело действует движущая сила. Т. е. если вращать турбопаруса в нужную сторону, можно двигать судно в требуемом направлении. Но т. к. турбопаруса нужно вращать, то на современных кораблях они не заменяют двигатель, а просто экономят топливо.
  50. Одним из самых странных кораблей, который когда-либо строился, был экспериментальный корабль канадского инженера Фредерика Кнаппа. Его замысел был в том, чтобы создать корабль, в котором не будет качки. Для этого корпус корабля был сделан в форме цилиндра, а внутри него был внутренний цилиндр, который должен был оставаться неподвижным на любых волнах. В начале 20 в. Кнапп построил прототип и проводил испытания. Увы, корабль оказался слишком медленным и плохо управляемым, в конце концов он вызвал аварию, столкнувшись с другими судами и, чтобы оплатить ущерб, Кнаппу пришлось продать своё изобретение.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Отправить комментарий

Разрешены HTML тэги: <a href="http://google.com">google</a> <strong>bold</strong> <em>emphasized</em> <code>code</code> <blockquote>
quote
</blockquote>

*