Для многих изобретений трудно однозначно установить их место и время, как и назначить единственного автора. Для большинства значимых открытий и изобретений путь к ним складывается из усилий многих учёных, каждый из которых вносит свои идеи и усовершенствования, прежде чем будет получен результат, пригодный для практического применения. Очень часто несколько человек примерно в одно и тоже время работают над изобретением и создают рабочие прототипы, что даёт повод для споров о приоритете. Классический пример — изобретение телефона, на которое претендует множество человек, а за право на получение патента на него в конце 19 в. развернулась настоящая судебная война между Беллом и Греем. Нет ничего удивительного и в том, что если изобретатели, претендующие на первенство, живут в разных странах, то люди, как правило, стараются приписать изобретение именно своему соотечественнику. Например, на западе считают, что радио изобрёл Маркони, а в России — что это сделал Попов, хотя и тот и другой, по сути, не изобрели, а лишь внесли значимый вклад в появление радио наряду с прочими учёными и изобретателями. Но даже с учётом этих моментов именно в России были сделаны многие важные изобретения, без которых сложно представить себе современную цивилизацию. Перечислим некоторые из них.
Электрический двигатель
В начале 19 в. активно развивались исследования электричества и магнетизма. В 1821 Фарадей первые продемонстрировал возможность превращения электрической энергии в механическую. Были поставлены и другие опыты подобного рода, но они не выходили за рамки лабораторий. Первый же электродвигатель, пригодный для практического применения, сконструировал Борис Якоби.
Двигатель Якоби
Якоби был немецким евреем, но был приглашён в России и именно здесь работал и проводил свои опыты. В 1834 г. Якоби сконструировал модель электродвигателя, а в 1838 г. на Неве были впервые проведены успешные испытания электродвигателя, который использовался для движения лодки с пассажирами. Но двигатель работал от дорогих гальванических батарей, и это обстоятельство помешало его широкому практическому внедрению.
Гальванопластика
В 1838 г. Якоби изобрёл гальванопластику — изготовление металлических копий любых предметов, а также нанесение металлических покрытий на предметы при помощи пропускания тока через раствор электролита. Хотя явление осаждения меди на электроде Якоби обнаружил случайно, он быстро разобрался в природе этого явления и нашёл ему практическое применение. Гальванопластика вскоре стала широко применяться для изготовления копий разных скульптур, печатей, гравюр, а главное применение нашла в полиграфии для создания печатных форм. За открытие гальванопластики Якоби получил Демидовскую премию — 25 тыс. рублей.
Нефтяная скважина
Когда говорят о развитии нефтедобычи и появлении первых нефтяных скважин, в качестве пионера упоминают американца Эдвина Дрейка, пробурившего нефтяную скважину в Пенсильвании в 1859 г. Правда, имеется множество свидетельств, что эта скважина была далеко не первой не только в мире, но и в самих США. А первой в мире нефтяной скважиной, бурение которой подтверждено документально, является скважина, пробуренная в 1846 г. на Биби-Айбайском месторождении вблизи Баку по инициативе В. Н. Семенова. До этого нефть просто вычерпывали из колодцев.
Электрическая лампа
У электрической лампы много изобретателей, и первые опыты по электрическому освещению проводились ещё в начале 19 в. И вклад русских учёных здесь весьма велик. В 1802 г. русский учёный Василий Петров собрал самую большую на тот момент в мире гальваническую батарею, состоявшую из 4200 гальванических элементов. Проводя опыты с этой батареей, он впервые открыл дуговой разряд, возникающий между угольными электродами и предложил использовать это явление для освещения. Но до практического и массового внедрения электрического освещения прошло ещё очень много времени.
Дуговые лампы долгое время применялись эпизодически, например, в 1849 году дуговой лампой был освещен Невский проспект, а в 1856 г. во время коронации Александра II Красная площадь в Москве освещалась 11 мощными дуговыми лампами. Но по-настоящему простую и надёжную дуговую лампу смог лишь в 1876 году сконструировать русский электротехник Павел Николаевич Яблочков. В том же году он продемонстрировал своё изобретение на Лондонской выставке, и вскоре «свечи Яблочкова» стали использоваться для освещения по всему миру.
Свеча Яблочкова
Параллельно изобреталась и совершенствовалась и лампа накаливания. Здесь большой вклад внёс ещё один русский учёный Александр Николаевич Лодыгин. Он начал свои опыты в 1872 году, при этом примерно в то же время над созданием простой и долговечной лампы накаливания трудились и изобретатели других стран. Но именно Лодыгину принадлежит ряд ключевых усовершенствований, сделавших лампу накаливания похожей на современную, например, изготовление нити накаливания из вольфрама и закручивание её в спираль. В 1906 г. американская компания «General Electric», основанная Эдисоном, купила у Лодыгина патент на лампу с вольфрамовой нитью.
Трамвай
Трамвай тоже изобрели в России. Это сделал Фёдор Пироцкий. В 1876 году он провёл опыты по передаче электричества по рельсам, а в 1880 таким образом осуществил движение вагона в Петербурге. Экспериментальный трамвай мог легко перевозить 40 человек со скоростью 10-12 км/ч.
трамвай Пироцкого
К сожалению, Пироцкий не нашёл финансирования для совершенствования изобретения, а владельцы конки, с которыми тогда был заключен долгосрочный контракт на перевозку пассажиров, совсем не хотели конкуренции и настраивали общественность против нововведения. В результате первый в мире трамвай был пущен в 1881 г. в пригороде Берлина братьями Сименсами, заимствовавшими идеи Пироцкого, а в Петербурге трамваи заменили конку лишь в 1907 г.
Гусеничный трактор
Первый в мире гусеничный трактор изобрёл Федор Абрамович Блинов. В 1880 г. он изготовил гусеничный прицеп, а в 1889 построил гусеничный трактор с паровым двигателем. Будучи уверен в полезности своего изобретения, он предлагал начать его производство российским капиталистам, но так и не нашёл должной реакции.
В 1896 г. он демонстрирует трактор на Нижегородской выставке. Корреспондент, посетивший её, писал об изобретателе: «Горько жаловался на свою судьбу: целых 16 лет как придуман им этот двигатель, он даже взял на него привилегию, но все никак не может подыскать капиталиста, который взялся бы изготовлять его фабричным путем. Даже существующие пробелы выставленного двигателя, обошедшегося ему в 10 тыс. руб., он берется досовершенствовать настолько, что целые поезда полетят по земле, как по рельсам. «Но маршалы зова не слышат…» — охотников взять изобретение под свое покровительство все нет как нет. Такова уж судьба русских изобретателей».
трактор Блинова
За рубежом (в США) первый прототип гусеничного трактора был построен лишь в 1904 г.